Система охлаждения двигателя КАМАЗ является жидкостной, закрытой, с системой принудительной циркуляции жидкости и предусматривает постоянное использование низкозамерзающих жидкости (антифриза).
Основными элементами сиcтемы охлаждения являются: водяной насос, радиатор, термостат, вентилятор, гидромуфта привода вентилятора, включатель гидромуфты, расширительный бачок, патрубки водяного трубопровода.
Циркуляция охлаждающей жидкости во время работы двигателя в системе создается центробежным насосом. Жидкость нагнетается сначала в водяную полость левого ряда цилиндров, далее через трубу в водяную полость правого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров. Из головок цилиндров охлаждающая жидкость поступает в корпус термостатов, из которого в зависимости от температуры нагрева далее направляется в радиатор или в водяной насос.
Радиатор предназначен для интенсивного охлаждения жидкости. Сердцевина радиатора выполнена из отдельных вертикальных трубок, между которыми находятся поперечные горизонтальные пластины, придающие радиатору жёсткость и увеличивающие поверхность охлаждения. На старых моделях устанавливались жалюзи предназначенные для регулирования проходящего потока воздуха через радиатор.
Вентилятор предназначен для усиления потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из крыльчатки с пятью лопастями, привёрнутыми к ступице. Привод вентилятора осуществляется гидромуфтой с автоматическим управлением.
Термостат предназначен для автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и для ускорения его прогрева после пуска.
Водяной насос предназначен для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости. Насос центробежного типа, установлен в передней части блока цилиндров, приводится в действие от шкива коленчатого вала через ремень. Водяной насос состоит из корпуса, вала с крыльчаткой, подшипников и сальника. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении крыльчатки, охлаждающая жидкость из нижнего бачка радиатора поступает к центру корпуса насоса и отбрасывается к его наружным стенкам. Из отверстия в стенке корпуса насоса охлаждающая жидкость попадает в полость охлаждения блока цилиндров.
Основные неисправности системы охлаждения:
- Течь антифриза в основном происходит через соединения патрубков, от растрескивания резиновых шлангов. Признаками течи могут быть подтёки жидкости на двигателе, радиаторе, патрубках, шлангах и приборах, а также частая потребность долива жидкости в систему. Поэтому одно из слабых мест системы - патрубки. Снижение уровня охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и как следствие к незапланированным ремонтам. Для устранения течи важно всё тщательно затянуть и опрессовать систему.
- В случае выхода из строя термостата возможен как перегрев двигателя, так и наоборот, длительный прогрев. Это зависит от того, в каком положении заклинит клапан термостата. Если термостат открыт, то жидкость движется через радиатор, это не даёт двигателю нагреться. Признаками являются: пониженная рабочая температура охлаждающей жидкости менее 70 °C, повышенный расход топлива, снижение мощности.
- При выходе из строя вентилятора с муфтой система самостоятельно не справится с охлаждением двигателя путем прохождения через радиатор потоков воздуха естественным путем. Признаки перегрева двигателя: высокая температура охлаждающей жидкости (выше 100 °C), горит лампочка аварийной сигнализации, падение мощности, прорыв пара через пароотводную трубку. Признаками попадания охлаждающей жидкости в систему смазки могут служить повышенный уровень масла в картере, понижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, хотя внешних течей охлаждающей жидкости не обнаружено. Антифриз в систему смазки может попадать через уплотнения гильз блока цилиндров или при повреждении прокладок головок блока, образуя в картере двигателя эмульсию. Если своевременно не устранить эту проблему, то Неисправные уплотнения необходимо заменить.
При длительной работе двигателя в режиме перегрева в блоке цилиндров или головках блока цилиндров образуются микротрещины, происходит деформация, что в конечном счете может привести к полному выходу из строя данных деталей (и не только) без возможности их восстановления.
Стоимость работ по проверке системы охлаждения, замены отдельных деталей
Приведенные расценки стоимости ремонта не являются публичной офертой, носят информационный характер. Реальную стоимость работ и запасных частей необходимо уточнять у мастеров-приемщиков Сервисного центра по тел. +7 (831) 435-13-14